Педагог-психолог

График работы:

                  Понедельник        8.00-16.30

                  Вторник                8.00-16.30

                  Среда                    8.00-16.30

                  Четверг                 9.30-18.00    

                  Пятница                7.30-16.00

            

               Перерыв для отдыха и питания:

понедельник, вторник, среда, пятница   12.00-12.30

четверг - 14.00-14.30

 

 

 

 

 

 

 

 

Время консультаций для законных представителей                Время консультаций для педагогов

          Четверг 17.00 – 18.00                                                         Вторник 13.00 – 14.00

           Пятница 7.30 – 8.30                                                             Четверг 13.00 – 14.00

 

 

Телефон экстренной

психологической помощи

170


Телефон пункта приема детских и подростковых проблем (на базе государственного учреждения образования "Лидский районный социально-педагогический центр") 657945, 657943

(Пн.-Пт. с 8-30 до 17.30; Сб., Вс. с 9 до 13.00)

 

 

Консультация для родителей «Развитие психических процессов у детей с ОПФР»

Консультация для родителей «Влияние семейных конфликтов на ребенка»

В семейных отношениях, вполне естественно, возникают разногласия, иногда перетекающие в настоящие ссоры. Свидетелями, а иногда и участниками этих конфликтов становятся дети. На «пике эмоций» родители, порой забывают о ребенке, не задумываясь, какую психологическую травму могут нанести. Конфликты в семье между родителями в присутствии ребенка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может привести к повышенной возбудимости, страху, спровоцировать невротические расстройства и психосоматические заболевания. Даже если ребенок не присутствует при открытом конфликте, он чувствует напряжение между взрослыми, их холодность, раздражительность, что непременно перенимает и становится агрессивным и тревожным. Ребенку важно чувствовать себя защищенным в семье, а конфликты лишают его ощущения безопасности. Чтобы не навредить ребенку, важно понимать особенности семейных споров и уметь их разрешать.

Причины возникновения конфликтов в семье часто сводятся к эмоционально-психологическим, или обусловленным бытовыми неурядицами. Это могут быть:

— перекладывание ответственности или вины на другого;

— разница во взглядах на семейную жизнь и воспитание детей;

— требование от других членов семьи жить по его / ее правилам;

— недовольство по поводу невыполнения возложенные на него / нее обязанностей или неравноценность их распределения;

— финансовая зависимость от возрастных родителей супруга или супруги;

— неудовлетворенные потребности и неоправданные ожидания;

— вредные привычки одного из супругов;

— ревность и неверность;

— неуважительное отношение друг к другу;

— бытовая неустроенность, финансовые проблемы;

-различие духовно-нравственных ориентиров, неодинаковость системы ценностей;

— несовместимость темпераментов;

— нежелание приспосабливаться к жизненным переменам;

— недоверие, «замалчивание» проблем.

Необходимо помнить и о социальных изменениях в обществе, влияющих на микроклимат в семье: уровень образования, безработица, дискриминации, уровень финансовой обеспеченности в социуме, потребительское отношение, снижение моральных ценностей и нравственных принципов, в том числе норм сексуального поведения, как показатель отношения к браку вообще.

Все эти проблемы не только отрицательно влияет на каждого из партнеров в отдельности, но и создают напряжение в отношениях супругов, что приводит к ссорам.

Иногда ссоры идут на пользу, помогая выяснить сложности недопонимания, и тем самым, устранить их. Но чаще всего последствия конфликта разрушительны для психики, как родителей, так и ребенка. В общении между супругами, появляются обиды, недоверие, непонимание, затем отчуждение, непринятие, что часто приводит к разрушению семьи.

Конфликты между родителями негативно сказываются на психике ребенка. Он тяжело воспринимает негативное отношение родителей друг к другу и чаще всего, все проецирует на себя, считая, что сам является главной причиной ссоры. Это отражается как на восприятии и поведении ребенка сейчас, так и на его поведение в дальнейшем. Наблюдая за поведением родителей, ребенок формирует модель отношений и взаимодействия с другими людьми.

Ребенок может по-разному себя вести в конфликтных ситуациях между родителями. Он может выступать неким буфером, сдерживающим конфликт, осознанно или неосознанно пытающимся примирить близких, переключая их внимание на себя разными способами.

Он может принимать одну из сторон конфликта, вставая на ее защиту. Последствия такого выбора в дальнейшем, могут помешать повзрослевшему ребенку строить отношения с противоположным полом или идентифицировать себя с ролями, соответствующими своему полу.

Ребенок может замкнуться в себе, отреагировав на конфликт родителей, дистанцироваться от них. В будущем это может сказаться на адаптации ребенка в обществе и на формировании определенных черт характера: скрытности, безразличия и отсутствия эмпатии.

Ссоры родителей по поводу воспитания ребенка и применение разных практик воспитания могут привести к тому, что ребенок начнет вести себя агрессивно, импульсивно или депрессивно. Уже в раннем возрасте он может начать проявлять агрессию и неприязнь по отношению к окружающим.

Обиженные родители, срывающие злость на ребенке, запрещая что-то без объяснения причин, угрожая, наказывая, сравнивая с кем-то отрицательным, предъявляя завышенные требования, осуждая его интересы, могут столкнуться в будущем с тем, что ребенок станет нервным, начнет проявлять агрессию в школе, на улице, дома, начнет воровать, может убежать из дома.

Если супруги часто выясняют отношения между собой в присутствии ребенка, у него пропадает ощущение защищенности. «Замалчиваемые» проблемы и неразрешенные конфликты, отчужденность или замаскированная под нарочитой вежливостью, враждебность родителей более разрушительны для психики ребенка, чем открытые скандалы. В результате, у ребенка повышается тревожность, появляются страхи, замкнутость развивается невнимательность, отчужденность, снижается успеваемость в школе и самооценка. Такому ребенку необходима поддержка значимых взрослых, чтобы в будущем стать полноценной самодостаточной личностью.

В семейной жизни важно не уходить от ссор, а учиться решать их конструктивным путем. Важно, чтобы конфликт, возникший в присутствии ребенка, необходимо завершить позитивно, чтобы он увидел, что родители помирились и им ничего не угрожает. Конечно,лучше не доводить до ссоры, устраняя все разногласия мирным путем. Но если все-таки это не удается, есть определенные способы, с помощью которых можно предупредить конфликт.

В случае если ребенок стал свидетелем конфликта или его участником — поговорите с ним. Спросите, как он себя чувствует, объясните, что эта ссора произошла не из-за него, что вы его любите, что никакая ссора не способна разрушить вашу семью и изменить ваше отношение к нему. Можно сказать, что вам сложно договориться о некоторых взрослых вопросах, но вы обязательно постараетесь — сейчас просто не смогли сдержаться. Нужно, чтобы ребенок осознал вновь, что он и все члены его семьи в безопасности. Постарайтесь больше времени проводить всей семьей, проявляя любовь и внимание, давая ребенку понять, что ничего не изменилось, ваша семья по-прежнему крепка, и вы все любите друг друга.

Во время конфликта важно:

— не критиковать другого родителя, не давать ему отрицательных оценок, не настраивать ребенка против него:

— контролировать себя, быть терпеливым;

— быть доброжелательным и уважительно относиться к собеседнику;

— дать собеседнику выговориться, даже если вы с ним не согласны;

— спокойно и уверенно излагать свою точку зрения;

— думать, как конструктивно прийти к согласию;

— при осложнении ситуации остановиться первым и предложить обсудить предмет спора позже, когда ребенка не будет рядом;

— сменить тему или попросить у него / нее совета, спросить, в чем собеседник видит решение проблемы, тем самым ослабив напряжение;

— говорить безэмоционально, о поступках, не о личности собеседника;

— не оскорблять собеседника, не отвечать агрессией на агрессию;

— если вы понимаете, что были неправы, извинитесь, настроит с собеседником доверительные отношения;

— не оправдываться и ничего не доказывать;

— если собеседник не может остановиться, остановитесь и замолчите первым, показав спокойствие и уверенность.

Вы должны строить беседу по плану:

— выявление причины разногласия;

— оценка вины каждого участника;

— отключение эмоций, включение разума;

— принятие компромиссного решения;

— профилактика возникновения ссоры.

Чтобы предотвратить конфликты в семье, необходимо проявлять: взаимное уважение, стремление к компромиссу, терпение и терпимость,

умение прощать ошибки, доверительность отношений, сопереживание и сочувствие, объективность взгляда на разные точки зрения, умение сохранять общность интересов. Важно воспринимать свою вторую половинку со всеми недостатками, как единое целое, акцентируя внимание на его положительных чертах, стараясь не замечать отрицательных, не игнорировать и не принижать его личности, а попытаться внимательно выслушать и понять. Главное, уметь договариваться и идти на компромиссы. Всегда есть способ улучшения ситуации, какой бы сложной она ни была. Если супруги готовы действовать сообща, они смогут преодолеть все сложности и разногласия.

Но если, несмотря ни на что, супруги не могут самостоятельно урегулировать конфликт, всегда можно обратиться к психологу или психотерапевту.

свернуть

7 упражнений для развития позитивного мышления

    Позитивное мышление – это дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху и личностному росту. Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. Ведь наше будущее- это только мысленный образ, идея, которая пока не имеет реализации и формы в материальном мире. Каждый человек изначально обладает всем необходимым, чтобы быть счастливым, любимым и успешным. Наше будущее – это результат нашего мышления сегодня. Поэтому практика позитивного мышления – это тот самый инструмент формирования реальности, который способен изменить нашу жизнь к лучшему.

 

Почему позитивное отношение к жизни так важно?

 

Позитивное мышление вызывает позитивные чувства и эмоции:

 

•    счастье, радость, удовлетворенность собой, умиротворение, в то в время как негативное мышление вызывает в основном, негативные эмоции: страх гнев, ревность, разочарование, уныние;

 

•    положительные эмоции влияют не только на психологическое здоровье, они укрепляют иммунитет, повышая устойчивость к болезням;

 

•    практикуя упражнения позитивного мышления, вы сможете избавиться от ряда заболеваний, вызванных негативными установками и переживаниями;

•    оптимизм заразителен – вы сумеете легче привлекать в свою жизнь нужных и более позитивно настроенных людей, что приблизит вас к достижению целей;

•    позитивный настрой повышает вашу энергетику и приближает к осуществлению ваших желаний, в том время как негативное мышление запускает противоположные процессы.

 

Позитивное мышление: самые эффективные упражнения

Тут важно понимать, что негативные мысли – это наш выбор, наша вредная привычка, которую можно заменить на полезную. Упражнения на формирование позитивного мышления действуют по тому же принципу, что и физические упражнения. Для того чтобы быть в хорошей физической форме – важны регулярные, желательно ежедневные тренировки. Точно также обстоят дела и мышлением.

Позитивное мышление – результат ежедневной работы над собой. По разным данным на формирование новой привычки нашему мозгу требуется от 21 до 60 дней. Практикуя упражнения, направленные на формирование позитивного мироощущения ежедневно в течение не менее месяца, позитивный настрой станет для вас привычкой.

 

1. Избавляемся от негативных слов

 

Проследите за своим и мыслями и высказываниями. Если вы часто повторяете вслух, или про себя фразы: «…я не сомневаюсь», «…у меня не получиться», «мне не везет» – это явный признак преобладания негативных установок. Старайтесь менять каждое негативное утверждение на позитивное.

 

2. Будьте благодарны!

Это, пожалуй, одно из самых мощных и эффективных упражнений.  Благодарность обладает коло сальной силой. Благодарите абсолютно за все что, есть в вашей жизни, даже за трудности и разочарования, ведь они делают вас сильнее, обогащают ваш жизненный опыт. Посмотрите на свою жизнь с точки зрения того, что у вас уже есть, а не с точки зрения того, что чего не хватает. Ежедневно находите и записывайте 5 положительных моментов своей жизни, за которые вы испытываете благодарность. Такое простое упражнение научит вас держать фокус на положительных сторонах происходящего.

 

3. Упражнение «Мой идеальный день»

Эта методика была предложена Мартином Селигманом, американским психологом, основателем позитивной психологии. Чаще всего это техника используется при постановке целей. В то же время она отлично помогает удерживать фокус внимания на позитиве, на том, что вы хотите, а не на том, чего не хотите.

Выделите время и опишите в подробностях свой идеальный день. Уделите особое внимание вашим личным предпочтениям и жизненным ценностям, определите, что важно лично для вас, например:

- провести время с близкими;- найти время для любимого хобби;

- отдохнуть на природе;

- поработать над интересным проектом;

- побездельничать, ничего не делать, полистать журнал.

 

Таким образом, это может быть любой вид деятельности, который приносит вам радость и удовольствие.

 

Следующий этап – воплощение в жизнь, т.е. нужно просто прожить ваш «идеальный день» и отметить для себя что получилось, а что нет. Какие эмоции вы при этом испытали? Радость, удовлетворение, умиротворение…? Если что-то не вышло, просто нужно написать новый «идеальный день» и опять прожить его в реальной жизни. Упражнение выполняется до тех пор, пока вы не почувствуете удовлетворение от происходящих изменений в вашей жизни.

 

4. Упражнение «+5»

Суть этого упражнения очень проста: необходимо сделать ревизию всех негативных событий, который занимают ваш разум. Для каждого негативного события нужно найти 5 положительных сторон конкретной проблемы, например, вас уволили с работы (тьфу-тьфу). Выгоды от сложившейся ситуации:

- появилась прекрасная возможность отдохнуть немного;

- работа все равно не приносила удовлетворения, поэтому появилась возможность найти что-то более интересное;

- можно отоспаться;

- отличный шанс устроится более высокооплачиваемую должность, и добиться успеха на новой работе;

- отсутствие денег (зарплаты, стипендии) – замечательный повод научиться более рационально вести личный бюджет.

 

5. Упражнение «Мирный договор с прошлым»

Вы когда-нибудь замечали, сколько времени вы тратите на переживание негативных событий прошлого, постоянно прокручивая их в вашей голове. Это просто огромный поглотитель жизненной энергии и драгоценного времени. Вместо того, что созидать свое будущее, ваша энергия уходит на переживание минувшего, которого уже не существует. Негативные образы прошлого вызывают негативные эмоции в настоящем, а те, в свою очередь вызывают новые неприятные воспоминания. Помните, что эмоции всегда генерируются мыслями, и только вы можете изменить ваши модели мышления. Для этого нужно:

- простить ваших обидчиков, как в прошлом, так и в настоящем;

- концентрировать внимание на текущем моменте, находить радость в том, что вы делаете сейчас в данную минуту времени.

 

6. Визуализация

Несмотря на то, что про визуализацию уже очень много написано, от этого её эффективность ни капельки не снижается. Не секрет, что наш разум работает и мыслит посредством образов. Образы влияют на все, что нас окружает: на то, что чувствуем, что мы делаем, как достигаем своих целей, как строим отношения с окружающими людьми.

«Воображение важнее знания» – слова Эйнштейна. Чем более позитивные картины вы будете рисовать в своем воображении, тем больше хорошего ста нет проявляться в вашей жизни. Сначала идея, потом воплощение. Секрет визуализации прост – создавая в своем уме позитивные образы своей жизни и самих себя, мы влияем на свое сознание.

Есть еще одно условие – только регулярные, ежедневные занятия визуализацией дают ощутимый эффект, помогают настроиться на позитивное мышление в будущем и навсегда. Правда в том, что визуализация не работает только у тех, кто делает ее от случая, к случаю, и ждет мгновенных результатов: сегодня помедитировал – завтра стал миллионером.

 

7. Медитация

Техника медитации – отличное средство для концентрации и успокоении ума. Регулярная медитативная практика способствует духовному и физическому здоровью, учит ментальному самообладанию. Преимуществ медитации много, и одно из них — это развитие позитивного мироощущения. В медитативном состоянии легче избавиться от большого количества негатива, который вас беспокоит. Медитацию можно сочетать с визуализацией и аффирмациями – так эффект получиться еще сильнее. Изменить негативное отношения к деньгам поможет денежная медитация.

Итак, как только вы станете хозяином своего сознания, и сможете превращать каждое событие жизни в положительный, вдохновляющий опыт, вы навсегда избавитесь от волнений, сомнений, разочарований. Вы больше не будете заложником своего прошлого – вы станете творцом своего прекрасного будущего.

свернуть

Педагогические рекомендации воспитателям по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему:

1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.

2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что – нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

3. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).

4. Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.

5. Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых. Так как воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то главная его цель – целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального (максимально возможно хорошего) обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними.

Поэтому для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т. е. его организованность. Деятельность воспитателя должна быть направлена на переориентацию действий сторон для создания атмосферы позитивного внимания, которое, в свою очередь, является условием возможного соглашения сторон конфликта как предпосылки его разрешения.

Профессиональная компетентность воспитателя состоит в том, чтобы тщательно различать материал втянутого в конфликт противоречия и форму его удержания, которая вполне может в сознании участников конфликта трансформироваться в самостоятельный предмет конфликта.

К навыкам управления конфликтом конфликтологи, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений – конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др. Эффективная коммуникация – решающий инструмент конструктивного управления конфликтами.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта : детский сад – модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.

2. Взрослые и дети имеют различный социальный статус (чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении).

3. Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.

4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.

5. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

6. Профессиональная позиция воспитателя (педагога) – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

В конфликтологии разработано достаточно много методов управления конфликтами. Воспитателю при рассматривании конфликтных ситуаций между детьми важно знать некоторые из них, а именно внутриличностные, т. е. методы воздействия на отдельную личность и межличностные методы или стили поведения в конфликте.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны участников конфликта. Этому важно учить дошкольников, которые использовали бы эти навыки при решении возникших проблем во взаимоотношениях со сверстниками.

Деятельность воспитателя при разрешении межличностных конфликтов, которые возникают между сверстниками, должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, что подразумевает выявление не только непосредственного повода конфликтной ситуации, но и ее причины, которая нередко маскируется самими участниками конфликта.

2. Оценка целей конфликтной ситуации :

утверждение личных притязаний,

навязывание своего стиля поведения,

умаление достоинств другой стороны,

корыстные устремления.

Для разрешения конфликтной ситуации воспитателю важно показать детям различия в пони ниши целей, которые преследовал каждый из них в ссоре Чаще всего эти цели различны, поэтому следует спокойно и сдержанно искать радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации :

применить меры воспитательного воздействия;

выдвинуть определенные жесткие требования;

указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведении не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

3. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации и использовать меры, направленные на ее прерывание или погашение.

4. Воспитатель должен обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт. Если конфликт сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать детям на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на психологический микроклимат в группе и эмоциональное благополучие других детей.

5. Оценка особенностей участников конфликта

6. Провести диагностическую беседу по следующим примерным вопросам:

Тебе хочется ходить в детский сад?

Почему?

С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?

Какие игры ты знаешь?

В какие игры ты умеешь играть?

В какие игры ты любишь играть больше всего?

Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

можно нарушать эти правила?

А что будет, если я нарушу эти правила?

Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?

Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же? Попробуй объяснить свое мнение.

Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен :

- вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);

- оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло;

- оказать помощь пострадавшему;

- сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос – сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия ( например: успокоить, отвести к заведующей и т. п.) или лучше обстоятельно заняться им позже;

- позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;

- избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками в другое место;

- успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить эмоции – обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;

- разрешить конфликт : когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) и в отдельности провести беседу;

- сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

свернуть

Как принять ребенка на воспитание в свою семью?

     Есть  несколько способов принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью. На языке специалистов по семейному устройству детей эти способы называются формами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

     Наилучшим  способом  жизнеустройства каждого ребенка являются жизнь и воспитание в родной семье. 

          Но иногда случается, что родная семья не справляется с воспитанием и содержанием своего ребенка, а социальная помощь и внимание со стороны государственных учреждений и специалистов системы охраны детства не исправляют ситуацию в семье.

Почему ребенок нуждается в новой семье?

      Дети очень зависят от своих родителей. Они не могут жить в ситуациях пренебрежения и невнимания со стороны самых близких людей. Случается, родители не были готовы к появлению ребенка…

       Порой родители безразличны к своим детям, не занимаются их воспитанием, не обеспечивают детей материально, не предпринимают попыток избавиться от зависимостей (алкоголизма, наркомании), жестоко обращаются с детьми – тогда решением суда такие родители ограничиваются в родительских правах либо лишаются родительских прав...

     Бывает, родители вступают в конфликт с законом, и их дети вынуждены проводить все свое детство или его значительную часть вдали от родной семьи, в то время, когда родители находятся в местах лишения свободы…

      Иногда в силу тяжелой и продолжительной болезни родители не могут исполнять обязанности по воспитанию и содержанию своих детей…

       Редко, но случается, родители погибают и дети остаются сиротами, а родственники по каким-то причинам не могут принять осиротевших в свои семьи, или родственников просто нет…

     Случается, одинокая мама решает отказаться от воспитания новорожденного малыша и дает письменное согласие на усыновление ребенка посторонними лицами…

     В силу этих и иных трагических обстоятельств ребенок теряет родную семью и попадает в систему охраны детства, где обеспечением его благополучия занимаются органы опеки и попечительства.

      Детям, у которых нет возможности расти в родной семье, государство предоставляет право жить и воспитываться в другой семье. Семьи, принявшие на воспитание детей, которым не посчастливилось расти в родных семьях, называются замещающие семьи.

Что такое замещающие семьи?
        "Замещающие семьи" - не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.

Почему детям нужно воспитываться в замещающих семьях?
       Для нормального развития и формирования личности ребёнку необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нем, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами. Маленькому ребёнку в первую очередь нужна мать или человек, полностью её заменяющий. Психические потребности ребёнка любого возраста лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка.

   Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.

Кто может быть замещающим родителем?
        Замещающими родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

-лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
-лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
-лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;
-бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
-лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребёнка.


Какие дети передаются на воспитание в замещающие семьи?
       На воспитание под опеку, в приёмную семью, детский дом семейного типа передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

-дети, родители которых умерли;
-дети, родители которых неизвестны;
-дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;
-дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
-дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.


Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых:

-умерли;
-лишены родительских прав;

-дали согласие на усыновление ребёнка;
-признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;
неизвестны.

свернуть

Памятка «Ребенок с СДВГ – какой он?

*Невнимательный;
*С трудом удерживает внимание во время выполнения заданий и во время игр;
*Часто допускает ошибки из-за небрежности;
*Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь;
*Часто оказывается  не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца;
*Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания;
*Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения;
*Часто теряет свои вещи;
*Легко отвлекается на посторонние стимулы;
*Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях;
*Гиперактивный;
*Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.;
*Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на  месте;
*Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.;
*Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.
*Часто находится в постоянном движении, «будто к нему  прикрепили мотор»;
*Часто бывает болтливым;
*Импульсивный;
*Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца;
*Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях;
*Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит воспитатель и выкрикивает с места;
*Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
        Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в детском саду, и дома), то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ. А значит, для успешного обучения и развития он требует ОСОБОГО подхода с Вашей стороны!

 

Педагог-психолог: Ширмо Т.И.

свернуть

Алгоритм принятия ребенка в приемную семью, детский дом семейного типа

 

 

Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в отдел образования, спорта и туризма для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.

Вопросы создания и функционирования приемной семьи и детского дома семейного типа регулируются Положениями о приемной семье и ДДСТ, утверденными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1678 и от 28.02.2006 № 289 соответственно

Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:

- реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;

- не утрачивать родственные связи и возможность общаться с родными братьями и сестрами;

- жить и воспитываться в своем городе, районе, продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;

- общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;

- успешнее социализироваться в обществе;

- быть усыновленными (при наличии правового статуса);

- получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

 

Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ.

Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);
  • лиц, лишенных родительских прав;
  • бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
  • лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.

 

Как стать приемным родителем, родителем – воспитателем ДДСТ.

 

Если Вы хотите стать приемным родителем, родителем воспитателем ДДСТ необходимо:

 

Шаг 1. представить в отдел образования по месту жительства:

- заявление.

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;

- свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;

- медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;

- письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним;

- сведения о доходе за предшествующий год.

 

Шаг 2. Управление образования в 5-дневный срок со дня Вашего обращения запрашивает из компетентных органов необходимые о Вас сведения (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты отдела образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители – воспитатели.

 

Шаг 3

Управление образования организует для кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели обучающие курсы, по программам, рекомендованным Министерством образования. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ.

 

Шаг 4.

Кандидаты в приемные родители, родители-воспитатели, прошедшие обучающие курсы и получившие справку об обучении могут быть ознакомлены с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей.

 

Шаг 5.

Управление образования предоставляет кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района и выдает направление для знакомства с ними. Познакомиться с детьми, на которых выдано направление, можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района.

 

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

 

Если, необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, отдел образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в отделе образования направление на знакомство с детьми.

 

Шаг 6.

После вынесения местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, создании детского дома семейного типа, отдел образования заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления  образования. Вас обязательно ознакомят с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

Источник:  https://spc-kalinkovichi.schools.by/m/pages/priemnaja-semja

свернуть

Памятка для родителей о правах ребёнка

Уважаемые родители!


     Каждый из Вас имеет права. Ваши дети находятся под защитой государства, они тоже имеют права. Права детей закреплены в Законе «О правах ребёнка». Но только разумное сочетание прав и
обязанностей делает человека счастливым.
                                                       Ваш ребёнок имеет права
       Право на жизнь и охрану здоровья (ст.4)
      Каждый ребёнок имеет право жить в нормальных, здоровых условиях. Вы дали своему ребёнку жизнь и обязаны создать нормальные здоровые условия для физического, умственного, духовного его развития, научить его ценить и беречь здоровье и жизнь.
       Право на проживание в семье (ст. 15)
    Каждый ребёнок имеет право жить в семье с родителями, которые заботятся о нём.  Долг родителей – научить дорожить семьёй, уважать родителей, личным примером показывать, что семья – начало всех начал, самое ценное. Когда родители расходятся, ребёнок может жить с одним из родителей. С кем из них, он вправе
выбирать сам, начиная с 10-ти лет.
       Право на жильё и имущество (ст.18, 19)
Ребёнок, живущий с родителями в собственном доме или государственной квартире, имеет право на это жильё. Даже если он перестаёт жить с родителями, это право у него остаётся.
       Ваш дом – дом Ваших детей, куда хочется идти с радостью и бедой.
     Готовьте детей у будущей жизни:  приобретайте  ценные  вещи,  которые  пригодятся им во взрослой жизни.
    Право на  неприкосновенность  личности,  защиту от физического и психического насилия, свободное выражение своей мысли (ст. 9, 11) 

   Никто не имеет права жестоко обращаться с ребёнком,  оскорблять его,  заставлять заниматься непосильным трудом, а также попрошайничать, играть в азартные игры, пить алкогольные напитки, принимать разные вредные вещества.
       Ребёнок – неповторимая личность. Принимайте и любите детей такими, какие они есть. Умейте
выслушать их, никогда не используйте насилие как метод воспитания.
       Право на образование (ст. 23)
      Все  дети  без исключения должны учиться,  причём они  могут выбирать,  в какой школе и на каком языке обучаться. На талантливых и способных детей государство обращает особое внимание. Помогите реализовать это право: оказывайте помощь, контролируйте учёбу, способствуйте развитию талантов, дайте совет в выборе профессии.
       Право на труд, отдых (ст. 24, 25)
     У детей есть право получить выбранную профессию, работать, если только работа не вредит здоровью и не мешает учиться. Когда ребёнку исполнится 14 лет, он может поступить на работу при условии согласия родителей на это. С 16 лет дети имеют право самостоятельно решать вопрос, где им работать.
       Труд – лучший  воспитатель,  но  он должен  быть  посильным.  Чаще  работайте  и  отдыхайте вместе. Находите время для своих детей, сделайте их отдых разумным и полезным.
        Право на защиту чести и достоинства (ст. 27)
        Не унижайте детей недоверием, криком, оскорблением. Будьте терпимы, личным примером
воспитывайте честь и достоинство.
                                            Помните! Вы в ответе за своих детей
                                         (ст. 17 Ответственность семьи за ребёнка).
       Родители и лица,  их заменяющие, отвечают за то,  чтобы дети росли здоровыми, воспитанными и у них были нормальные условия для жизни, учёбы. Если родители нарушают права детей, не выполняют свои обязанности, то детей передают на воспитание приёмным родителям или в дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты, а родные родители платят за их питание, одежду и другие необходимые для ребёнка вещи.
       Нарушение прав и ущемление законных интересов ребёнка родителями влечёт ответственность,
предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

свернуть

Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей

Ответственность за ненадлежащее воспитание детей – это мера государственно–принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.

Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение родителями и лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которое наступает после достижения этого возраста. Санкция данной
статьи предусматривает наложение взыскания в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.

Для тех родителей, кто не выполняет свои обязанности, безразличен к безопасности своих детей, КоАП дополнен статьей 17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению
сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища».

Соответствующее правонарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

В соответствии со ст.942 Гражданского кодекса Республики Беларусь за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун. Обязанность родителей по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть